Что мы знаем о Швейцарии? У всех в сознании прочно засели одни и те же штампы: швейцарский сыр, швейцарский шоколад, швейцарские часы, швейцарские Альпы. Однако известно, что под красивым фантиком может оказаться какой угодно товар…
Ловушка с сыром
Каждого из нас легко поймать в сеть профессионально раскрученного бренда. Кого ни спроси – какой сыр лучший на свете, ответ однозначен – швейцарский. Эти два слова словно созданы друг для друга: говоришь «швейцарский», тут же просится на язык «сыр»! Однако остановите любого швейцарца на улице: «Где купить ваш фирменный швейцарский сыр?», и ответом вам будет искреннее удивление и уточняющие вопросы: «Какой именно сыр уважаемая иностранка имеет в виду? Аппенцель, Тильзит или Эмменталь? А быть может, Грюйер или Тет де Муан? Или же речь идет о Вашрен Фрибуржуа? Просто название трудновато для приезжих…»
Все дело в том, что в самой Швейцарской Конфедерации, а таково официальное название государства, нет понятия «швейцарский сыр»! Каждый сыр имеет свое название, чаще всего, региональное, по месту, где производится, а Швейцария состоит из 26 кантонов, а в них множество деревень, в которых секреты сыроварения передаются из поколения в поколение в строжайшей тайне. Почти все здешние сорта традиционно твердые или полутвердые, поскольку только так они могли храниться в отсутствие холодильников долгими снежными зимами и транспортироваться соседям на продажу.
Жизнь в шоколаде
Если швейцарский сыр – миф, созданный за пределами самой Швейцарии, то в отношении швейцарского шоколада реклама нам не врет – есть такой продукт! Открываем справочник-путеводитель по Швейцарии и узнаем, что еще накануне Первой мировой войны на эту страну приходилась львиная доля мирового рынка шоколадной продукции. Да и в наши дни швейцарская шоколадка – вне конкуренции, это мы и сами без всякой справочной литературы знаем.
Хотя, если задуматься, такая специализация для Швейцарии — очень странная штука, ведь здесь не растут какао-бобы, они просто не выживут в местном климате. Более того, Швейцария никогда не имела колоний ни в Центральной и Южной Америке, ни в Африке — то есть там, где произрастают плантации этих волшебных деревьев (да, кстати, Швейцария вообще никогда нигде не была колонизатором, это противоречит самому духу Республики!).
В XVIII веке на шоколад, который поставляли из Италии, был введен «сухой закон» (в те времена еще не изобрели гидравлического пресса, который бы штамповал плитки из шоколада, его пили горячим), ибо недостойно приличным набожным гражданам употреблять столь возбуждающее средство! Получается, исторически все складывалось против этого древнего напитка, и, тем не менее, именно Швейцария стала крупнейшим в мире производителем шоколада.
А все благодаря нам, туристам. Еще сто лет назад большинство местных жителей плитки шоколада и не нюхало, продукт считался роскошью и производился для услады богатых приезжих иностранцев. Исключение составляли солдаты и офицеры Конфедерации. Хочешь наслаждаться шоколадом каждый день, вступай в доблестные ряды швейцарской армии: в паек это лакомство входит аж с 70-х годов XIX века.
Часики Джеймса Бонда
С часами история примерно такая же – швейцарские мастера довели уже изобретенный часовой механизм до уровня совершенства и принесли родине мировую славу места, где делают самые лучшие, престижные, надежные, точные, не подвластные времени часы. Что у российских олигархов тикает на запястьях? Правильно, золотые «ролексы». Какие часы предпочитает уже много лет супер-шпион Бонд, Джеймс Бонд? Фанаты «бондианы» в курсе – это швейцарская «Омега».
Актер Пирс Броснан, гонщик Шумахер, теннисистка Мария Шарапова, все они — «лица» швейцарских марок часов. Для простого смертного даже копию настоящего «ролекса» ручной сборки приобрести – дорогое удовольствие, хотя в той же Женеве множество часовых магазинов, фирменных бутиков и лавок, в которых при вас же соберут по винтику и стрелочке тикающего друга. Только вот цена вопроса тоже взвинчена до уровня совершенства. Не надейтесь, что напрямую у производителя приобрести швейцарские часы будет дешевле. Даже во время мирового экономического кризиса швейцарские часовщики держат марку и не снижают цены — престиж для них дороже прибыли!
Деньги из ничего
Открываешь российский путеводитель по Швейцарии и читаешь: «Быть в Женеве и не заехать в Альпы было бы просто неразумно. Город расположен в долине, окруженной горами. Знаменитый Монблан хорошо ви
ден в ясную погоду на противоположном берегу Женевского озера». Женева действительно находится между озером и горами, только местные жители называют свое любимое озеро Леман, а горы вообще-то не Швейцарские, а Французские. Самая высокая гора Альп и в целом в Западной Европе – Монблан находится на границе Франции и Италии, и те ее склоны, которыми можно полюбоваться, находясь в Женеве, принадлежат соседней Франции.
Однако я же со школы помню, что именно Швейцарские Альпы перешел наш Суворов во главе нашей армии! Швейцария – действительно горная страна, Альпы занимают почти две трети ее территории, только сами швейцарцы шутят, что их горы – это долины. Недаром в рекламе того же шоколада часто используется картинка, на которой тучные коровы, дающие для него молоко, пасутся на сочных альпийских склонах. Снежные вершины тоже без дела не стоят, практичные швейцарцы активно развивают горнолыжный туризм. В этой стране даже замёрзшая вода продается и очень дорого. А как еще выживать маленькой стране, в которой нет полезных ископаемых.
Нам, русским, живущих среди огромных пространств, в коих полным-полно залежей нефти, газа, угля, железной руды, алмазов и золота, трудно себе представить, но в Швейцарии нет ничего! Мелкие месторождения талька да графита не в счет, их не хватает даже на присыпку для местных грудничков и заправку карандашей. На самой границе с Германией швейцарцам очень повезло, откопали рудничок каменной соли!
Тем более странно видеть, как из городских фонтанов совершенно бесплатно льется… минералка! Рядышком с Женевой – лишь границу перейти – находится знаменитый на весь мир курорт Эвиан, в котором добывают воду, столь дорогую в Европе, что пьют ее одни лишь знаменитости. Женевская вода ничуть не хуже. И не лучше. Это та же самая вода — подземный источник у них один! Хотя и эту странность можно объяснить: видимо, швейцарцы решили, что конкурировать с давно раскрученной на весь белый свет торговой маркой «Эвиан» бессмысленно, а вот привлечь туристов еще и за счет живительных халявных фонтанчиков – это хитрый пиар-ход!
Недаром каждый из них имеет собственный дизайн, а некоторые и вовсе представляют собой произведения искусства, чтобы сфотографироваться на их фоне и попить из них нужно очередь отстоять. Так швейцарцы сделали из простой водички доходную статью для бюджета своей страны, не вложив в ее розлив по фирменным бутылочкам, в отличие от соседей-французов, ни франка! Товар есть, но не в магазинах, а просто течет из краников, производства нет, зато прибыль льется рекой.
Автор: Марина Холодова