Итак, мы изучив информацию в Интернете, решились посетить Валаам с палаткой. До монастырской пристани «точка 6» добрались на машине. Официальной стоянки там нет, можно попытаться договориться с хозяевами кафе, либо оставить машину на свой риск рядом с автобусами, ожидающими группы паломников. Теплоход уходит в 9-30. Подойти лучше в 9-00 и занять очередь. Сначала пускают паломников, затем туристов по живой очереди. Капитан берет всех, но можно остаться без места, по крайней мере, 12 июня народу было очень много.
Карта маршрута по о.Валаам
Люди прибывают в Приозерск с вечера на электричке и ночуют на берегу Ладоги недалеко от пристани. Другого способа успеть на утренний теплоход нет. Места для ночевки достаточно, есть и песок на берегу, и отличные сосны в 100 м от берега. На территории пристани деревянный туалет.
Мы, чтобы не мерзнуть, решили прогуляться по берегу, так как матрос на корабле сказал, что подходить надо к самому отправлению, и места будут. В результате в 9-15 мы увидели огромную толпу туристов с рюкзаками, идущую на пристань со стороны Приозерска, уж где они там ночевали, загадка :). Оказавшись в хвосте очереди, мы сели на корабль почти последними, сидячих мест в салоне уже не было, пришлось расположиться на рюкзаках. Ирине повезло, ее позвали на свободное место женщины-паломницы, так что ничего страшного, добрались.
Проезд стоит 700 р. с человека в одну сторону, платить капитану. На корабле продают различные сувениры и очень неплохую карту острова за 50 р. Карта стоит того, там обозначены дороги, достопримечательности и места, отведенные под стоянки туристов (всего 3 таких лагеря). Я карту не изучил внимательно сразу, спрятали ее, как сувенир, потом сильно пожалели.
Плыть на корабле больше трех часов, туалеты хорошие, расположены в кормовой части, но у нас выключалось электричество, так что вполне бы пригодился фонарик :). Сначала я думал, что навигатор Legend HCx не будет работать, так как в салоне он не ловил ни одного спутника. Когда показались первые острова, я вышел на палубу, поймал спутники, и оказалось, что навигатор продолжает держать их и в салоне в самой середине, чувствительность просто великолепная.
На пристани всех диких туристов собрал главный лесничий Валаама, это был приятный сюрприз. На каждую палатку он выписал удостоверение с печатью и своим телефоном, где был указан срок пребывания и место для лагеря. Пешим туристам отвели место на мысе Петровский, это всего 1.5 км на север от главного собора. Стоимость пребывания планируется установить 80 р/сутки с палатки.
Стоянка «точка 11» отличная, очень удобный берег с множеством небольших камней, воду набирать легко и красивый вид на закате. Недостаток — еловый лес, очень плохо с дровами, однако как-о люди обходятся :). Несколько оборудованных кострищ и деревянный туалет — «точка 12». Чтобы попасть в лагерь, надо обойти монастырь справа, пройти мимо пожарной части и на развилке «точка 38» возле нового желтого трубопровода повернуть направо вниз в направлении «точки 8», где дорога поворачивает налево вверх и уже без проблем ведет к лагерю. Трек есть в приложении.
Если повернуть налево возле желтой трубы к «точке 1», дорога приведет в тупик к мостам, идущим к Никольскому скиту. В «точке 1» вверх к монастырю уходит лестница, мы видели, как по ней поднимались люди, видимо, это — короткий путь к монастырю от Никольского скита.
В общем, мы добрались до лагеря, поставили палатку и отправились изучать остров. Сначала мы прошли по сырой заброшенной дороге на ЮВ в сторону Игуменского кладбища. Возле большой ямы «точка 39» повернули по навигатору к кладбищу, немножко осмотрели его и пошли по красивой аллее сибирской пихты к главному Спасо-Преображенскому собору.
Вход во внутреннее каре монастыря и сам собор в дневное время свободный, постоянно сменяют друг друга разные туристические группы. На входе женщинам дают длинные юбки на веревочках и платки, если у кого нет, форму одежды приходится соблюдать. Фотографировать в соборе запрещено, много верующих. Справа от входа находится источник святой воды, мы набрали в бутылочку с собой, вода вкусная.
Собор состоит из нижней и верхней церкви. Возле внешнего каре собора находится небольшой магазинчик со стандартной снедью типа «пиво и закуски». Здесь же расписание теплоходов на Сортавалу и план увеселительных мероприятий на вечер в местном клубе. Где находится клуб и есть ли еще магазин, мы не выясняли. Внизу возле пристани находится в монастырском саду кафе, где, судя по рекламе, можно не
плохо перекусить в том числе и монастырской выпечкой и копченой рыбой. Чуть подальше возле причалов — большой плакат со схемой острова, где показаны скиты действующие и разрушенные, а также поклонные кресты острова и остатки оборонительных сооружений времен войны.
Осмотрев собор, мы спустились вниз к пристани и пошли вдоль монастырской бухты на юг к Скитскому острову. Это — самая оживленная дорога на острове, по ней непрерывно на огромной скорости носятся маршрутки (проезд 50 р.), из-за этого отличная грунтовка уже подразбита в колее, ну и пылью есть шанс подышать. Поворот на Скитский «точка 34» виден отлично, дорога там также исключительного качества и совершенно не разбитая, маршруток пока нет. Но рельеф заметный :).
Возле дороги растет огромная сосна (в путеводителе сказано, что возраст около 400 лет), в «точке 2» на красивой поляне растет раскидистая Шишкинская сосна. От нее уходит красивая дубовая аллея к Белому скиту. Все деревья очень древние, это завораживает. Мы дошли до Белого скита «точка 40», и, решив что на первый день нам достаточно, повернули обратно в лагерь. По дороге встретили велосипедистов, они приплыли тем же теплоходом что и мы, велосипеды перевозят на шлюпочной палубе в кормовой части, так что добраться можно не только пешком.
400-летняя сосна на Скитском островеШишкинская сосна на Скитском острове
Ребята сказали, что собираются проехать к мостам, ведущим на остров Московский, переправиться и затем осмотреть южную часть острова. К сожалению, мы их не увидели вечером с отчетом и тоже пошли к этим мостам, видимо, при планировании пользовались одинаковой информацией :). Итак, в первый день мы нагуляли 14 км и, довольные, вернулись в лагерь. Соседями по кострищу были рыбаки из Сортавалы, так что разжигать костер нам не требовалось, только дров насобирать в общую кучу.
Ночь была очень холодная, одевали на себя весь походный комплект теплой одежды, и это при +5оС. Что же тогда надевать на Эльбрус?
13 июня, день второй
Начались мои ошибки в планировании от нежелания внимательно изучить карту, купленную на корабле :). Мы вновь отправились на остров Скитский с намерением попасть на остров Московский и оттуда — к Никонианской бухте. Этот путь такой же длины, как и по главной монастырской дороге, но пролегает мимо Белого скита и просто интересней.
Приключения начались сразу после моста, идущего на остров. Влево от главной дороги идет довольно неплохая дорога, также обсаженная древними деревьями. Мы решили, что так интересней и пошли по ней. Дорога дошла до берега и исчезла, далее вдоль берега шла натоптанная тропинка. Мы подумали, что это рыбацкая тропа вдоль берега и двинулись по ней.
В общем, это дорога для любителей добровольных трудностей. Начались нагромождения камней, почти настоящая горная тропа, особо трудное место — «точка 3». Чуть подальше скалы расступились, и мы смогли подняться наверх. Там сразу нашли заброшенную дорогу, ведущую, вроде бы, в нужном направлении, но как насмешка, мы опять выбрали не то направление, снова появилась тропинка, которая повела нас вниз к очередной рыбацкой стоянке.
Стоянка очень красивая, огромные сосны, но тут же валяются банки из-под пива. Чуть дальше в «точке 13» снова тяжелый участок тропы, идет по самой кромке скал над водой. В общем, с огромным трудом мы все же добрались до Шишкинской сосны, потеряв немало времени и сил, вместо того чтобы спокойно пройти по главной дороге Скитского острова. Снова прошли от Шишкинской сосны по живописной дубовой аллее к Белому скиту.
На этот раз обошли скит с юга и в «точке 14» с трудом нашли малоприметную заросшую дорогу, ведущую к разрушенным мостам на остров Московский. На юг, к Смоленскому скиту, наоборот, уходит дорога изумительного качества, совершенно новая, хотя я читал, что и дорога эта неприметна, и скит разрушен. Как стремительно меняется