В советские времена наши женщины смотрели «Зиту и Гиту» и прочие 2-серийные индийские кинострасти не развлечения ради, а чтобы помечтать о серьезных вещах: «Ах, вот бы так хотя бы месяц пожить — носить красивые сари, не говорить даже, а петь о любви, а еще лучше — выражать чувства в причудливом танце!»
Где талию будем делать?
Коллекции всемирно известных домов моды приходят на подиумы и уходят, а сари остается. Древняя легенда гласит, что ткач, создавший этот женский наряд, стремился по достоинству украсить божественной красоты тело любимой. Не только она, но и вся прекрасная половина Индии оценила его творение.
Могут меняться состав материала, расцветка, орнаменты, но сам кусок ткани от 4,5 до 9 метров в длину и от 1 до 1,5 метров в ширину остается таким же куском ткани тех же размеров, что и тысячи лет назад. Да-да, эти соблазнительные драпировки, подчеркивающие достоинства женской фигуры и скрывающие недостатки там, где надо, — это всего-навсего прямоугольный отрез полотна, который с ярлычком «Москва-Швея» найдется в закромах любой российской бабушки.
Но попробуйте-ка сотворить из него сари на собственном теле! Ручаюсь, свернете себе шею! Индийских девочек учат этому искусству с малолетства. Индийские девушки умеют драпировать одно и то же сари десятками способов, из которых «сакача» и «ниви» (сари-штаны и сари-юбка) легко им удаются даже спросонья в темной спальне наощупь за считанные секунды.
Индийские женщины, даже из семей невеликого достатка, имеют в своем гардеробе сари на любой случай жизни. А ведь к каждому из них обязательны еще два элемента — блузка и нижняя юбка. Блузка («чоли») может быть узкой и короткой или посвободнее, с рукавами или без, как хозяйка пожелает.
Расцветка подбирается непременно под цвет окантовки сари. Нижняя юбка должна плотно облегать талию. При наличии таковой, естественно. Пышные красавицы (а в таких здесь души не чают) кокетливо подвязывают «подсарник» специальной ленточкой. Боевой окрас нижней юбки определяет основной цвет сари. А тот, в свою очередь, зависит от того, куда владелица намерена пойти.
На свадебной церемонии нужно краснеть и алеть, символизируя саму жизнь, ее энергию и плодовитость. Желтое сари с богатой золотой каймой — лучший наряд на любое другое праздничное мероприятие, ведь цвет солнца священен для любого жителя Индии. Белый выражает горе и печаль об усопшем. Зеленый издавна считается краской торгового люда.
Остальные трудящиеся: крестьяне, ремесленники, ткачи и их благоверные — традиционно носят одежду синего цвета. Дамы из высших каст испокон века считают «индиго» «нечистой» краской по той простой причине, что для ее изготовления используют особые технологии, а ткань для их нежной кожи должна быть столь же нежной и натуральной — хлопок или шелк ручной работы.
Брезговали индийские аристократки и сари с замысловатым рисунком. И в наши дни любая девушка из высшего индийского общества объяснит, почему: для демонстрации многочисленных украшений подходит только однотонное сари, без отвлекающих внимания узоров. Нет, разумеется, если вы родом из западных провинций, можете разрисовать себя с ног до головы вульгарными слонами и павлинами, а если ваше местожительство — какая-нибудь глушь на востоке страны, то выпала вам горькая судьба носить сари в клеточку, как и все женщины в округе.
Но когда столичные штучки решаются на пестрый наряд, то заказывают эксклюзивный рисунок, трафарет которого по окончании работы уничтожается безвозвратно. Так что возможность неприятной встречи «средь шумного бала, случайно» двух дам, одетых в одинаковые сари, исключена.
Всепожирающий огонь любви
Разумеется, самое красивое сари из ярко-красной с золотой нитью парчи приберегается для важнейшего дня в жизни каждой индийской девушки — свадьбы. И пусть зачастую невеста видит