В погоне за совершенной акустикой
История появления концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (США), спроектированного американским архитектором Фрэнком Гери, началась с назревшей необходимости строительства новой площадки для выступлений городской филармонии. Старый зал Лос-анджелесского Музыкального Центра, где долгое время работала филармония, был непригоден для полноценных концертов по той простой причине, что его стены безжалостно поглощали звук.
Вдова знаменитого Уолта Диснея, Лилиан, решила спасти положение, выделив 50 миллионов долларов в качестве вклада на строительство нового концертного зала в родном городе. Было очевидно, что этой суммы не будет достаточно. Но все были полны оптимизма. К тому же городские власти выразили готовность оказать посильную помощь и выделили площадку под строительство прямо напротив старого здания филармонии. Начался поиск архитектора.
Смелое решение избирательной комиссии
Из всех вариантов избирательная комиссия почему-то одобрила далеко не однозначного кандидата – архитектора Фрэнка Гери. Он уже успел прославиться страстной любовью к деконструктивизму, построив десятки необычных зданий во всем мире. И никто не сомневался, что его новое творение станет таким же вызывающим. В результате у нового здания Лос-анджелесской филармонии ее до начала его строительства появилось сразу две уникальных особенности: правильная акустика и «неправильная» архитектура.
К чести Гери надо сказать, что почти все свои безумные идеи ему удавалось доводить до конца. Поэтому, несмотря на колоссальные финансовые трудности, из-за которых проект на несколько лет был заморожен, ему все же удалось возобновить работу, к которой он тут же привлек – ведь строился концертный зал – японских специалистов по акустике. Бюджет рос не по дням, а по часам. Так, желая добиться наилучшего звучания, вместо дешевой штукатурки на материалы для внутренней отделки пошло дорогое дерево.
«Горячий» экстерьер и астрономические суммы
Стараясь следовать идее деконструктивизма и в дизайне интерьера тоже, Гери даже трубы органа сделал торчащими в разные стороны. И, хотя, это, мягко говоря, «удивило» многих критиков, настоящее возмущение вызвала отделка фасада здания. Металлическая облицовка «расплывающихся» по обыкновению Гери в разные стороны форм здания так хорошо отражала солнечный свет, что в квартирах несчастных жителей близлежащих домов в солнечные дни стояла невыносимая жара. Плавился даже асфальт тротуаров.
Впрочем, это недоразумение быстро уладили, отшлифовав металлическое покрытие соответствующим образом. В ходе строительства было принято во внимание и еще одно важное условие- сейсмостойкость. Его побудило учесть землетрясение в Нортридже в 1994 году. В связи с этим была укреплена конструкция подземного гаража. Долго ли, коротко ли, в 2003 году новый концертный зал на 2265 слушателей, наконец, достроили. Строительство архитектурно-акустического шедевра обошлось в 274 миллиона долларов.
Революция с положительными отзывами
Неудивительно, что после такого количества препятствий, симфонический оркестр Лос- Анджелесской филармонии даже под управлением знаменитого финского дирижера Эса-Пека Салонен не смог сразу сесть и сыграть в новом зале, как ни в чем ни бывало. Целых пол года до официального открытия Концертного зала имени Уолта Диснея музыканты только привыкали к условиям, которые во всем, начиная с архитектуры и, заканчивая акустикой, были ни на что не похожи, чего, в общем-то, и добивался Фрэнк Гери.
Однако, добивался он этого из лучших побуждений. И добился-таки. Говорят, когда после первой репетиции музыкальный директор филармонии Салонен, повернулся к Фрэнку, сидящему в зале, и сказал: «Мы остаемся здесь», — 70-летний Гери расплакался. Так концертный зал имени Уолта Диснея стал одной из лучших музыкальных площадок США и, пожалуй, самым экзотическим архитектурным сооружением Лос-Анджелеса. Не случайно именно здесь состоялась американская премьера фильма «Матрица: Революция».