Строительство жилых массивов для архитекторов – всегда большая ответственность. Чуть что не так – возмущению жильцов нет предела, ведь в отличие от офисов жилые дома – место, где всегда хочется уюта, тепла и защиты от внешнего мира. Однако искусство требует жертв и для того, чтобы в архитектуре хоть что-то менялось, приходится идти на непопулярные, на первый взгляд, решения. Именно так и пришлось поступить с домом Habitat-67 в канадском городе Монреаль.
Концептуальному многоквартирному зданию, тип которого на английском можно было бы назвать нестандартным «block of flats», суждено было продемонстрировать возможности и перспективы многоквартирного жилья в мире, строительство которого ко времени появления Habitat-67 уже стало одним из самых актуальных вопросов второй половины XX столетия. Приуроченный к открытию в Монреале выставки «Экспо-67», Habitat-67 стал ее символом. Ведь главной темой выставки как раз и было современное жилье.
Архитектор Сафди и его путь к славе
Говоря о Habitat-67, нельзя не упомянуть о его архитекторе – Моше Сафди. Моше Сафди родился в Хайфе в 1938 году, но позже переехал с семьей в Канаду. Здесь он и сделал свою архитектурную карьеру, основав впоследствии архитектурное бюро. Habitat-67 было лишь частью огромного проекта экспозиции «Экспо-67», генеральный план которой проектировал Моше Сафди со своим бюро. На тот момент ему почти исполнилось 40 лет. Но и сегодня, несмотря на 70-летний возраст, имя архитектора известно благодаря оригинальным проектам в Сингапуре, США и Израиле.
Можно сказать, что Habitat-67 стал одним из первых шагов архитектора Сафди к всемирной славе. Концептуальная основа Habitat-67 была очень своевременна. Абсолютно для всех – и для социологов, и для политиков, не только для архитекторов, была очевидна тенденция увеличения городского населения планеты, а, соответственно, необходимость в экономии места для строительства вместительного и доступного жилья. Именно этому и был посвящен проект Habitat-67.
Диссертация магистра в кубе
В основу Habitat-67 положена идея, объединить разрозненные частные дома с придомовыми участками в единый комплекс. Именно так Моше Сафди поступил с 346 кубами, наращенными друг на друга. В этом здании, название которого переводится, как «среда обитания», 146 квартир. Каждая из них имеет свой сад. При этом каждый дом-квартира остается самостоятельной и независимой жилой площадью так, как будто просто стоит на земле на отдельном участке.
Говорят, что Habitat-67 – не просто идея, сиюминутно посетившая архитектора Сафди и претворившаяся в жизнь в считанные месяцы. На самом деле, разработка проекта Habitat-67 началась давно, еще тогда, когда Моше Сафди писал свою диссертацию магистра в университете МакГилла, который он закончил в 1961 году. Проектируя «Экспо-67», он использовал уже существующие наработки, направленные на создание дешевого, но при этом стильного и элегантного модульного жилья второй половины ХХ столетия.
Любо, дорого, практично!
Хотя Habitat-67 и стала шедевром мировой архитектуры, построенном в стиле «брутализм», это не лучшим образом повлияло на репутацию проекта, да и несколько не оправдало надежды, которые возлагались на Habitat-67 первоначально. Одной из характеристик этого, казалось бы, не слишком сложного по конструкции сооружения была относительная дешевизна строительства подобных жилых комплексов. Однако, после появления Habitat-67 таких домов больше не строили.
Более того, цена за 1 квадратный метр Habitat-67 оказалась выше стоимости не просто жилья для смертных, а даже элитного жилья. Ведь известность здания Сафди дорого стоила его жильцам. А тут еще одна напасть: архитектура Habitat-67 оказалась невероятно удобной для занятий таким экстремальным видом спорта XXI века, как паркур. Здание считают одной из самых лучших площадок для тренировок и соревнований. Хотя самим жителям дома это вряд ли по душе, какие еще они должны испытывать эмоции, когда с их крыши на балкон кто-нибудь прыгает, бегает или летает? Вот оно – тяжелое бремя славы!