Шансы заработать себе нервный тик на афинских дорогах высоки до неприличия. Редкие иностранцы рискуют влиться в безумный поток греческих авто. Здесь требуется исключительная бдительность, стальные нервы и рефлексы гимнаста под куполом цирка. Дорожные знаки, правила, поворотники и сигналы фар остаются где-то в другом мире. Изворотливым автомобилистам приходится без привычных подсказок угадывать, собирается ли соседняя машина перестроиться, притормозить, свернуть или просто остановиться посреди шоссе.
Греки обожают идти на обгон в неположенном месте, поворачивать направо из крайнего левого ряда, не замечать цвета светофора и знаки со словом «Стоп». Дорожный кодекс здесь вступает в силу лишь после очередной аварии. Но лучше не дожидаться момента истины и пересесть на общественный транспорт. Нельзя сказать, что водители местных автобусов и троллейбусов безукоризненно выполняют правила движения. И всё же их опыт вождения по афинским дорогам вселяет некоторый оптимизм.
Погружение в дорожную солянку по-гречески лучше всего начинать с трамвая. Чем хороши в Афинах уличные вагончики? Рельсами – вне всякого сомнения. Это уникальный сдерживающий механизм, ограничивающий полёт фантазии водителя: ни перестроиться по велению души, ни свернуть в неположенном месте по зову сердца. Одним словом, почти полная предсказуемость. А это в Греции на вес золота.
Современный афинский трамвай считается относительно новым и необжитым видом транспорта. Существует всего три линии, связанные друг с другом и позволяющие путешествовать не только по городу, но и за его пределами. Поездка на трамвае легко может заменить обычные экскурсионные прогулки по городу. Шаг первый — добраться до площади Конституции (Синтагма), найти трамвайные пути и сесть в вагончик второй линии. Он отвезёт из самого центра Афин до песчаных пляжей пригородного курорта Глифада.
Шаг второй — прогуляться по побережью Саронического залива, устать от вида ленивых загорелых тел, разбросанных по пляжу, вернуться к трамвайным путям и вскочить в закрывающиеся двери вагончика под номером три. Его путь пролегает вдоль залива, к району Нео-Фалиро, приморскому парку культуры и отдыха с современными спортивными комплексами.
Шаг третий — поглазеть на пляжных волейболистов, сравнить Стадион мира и дружбы с гигантской летающей тарелкой, устать от вида подтянутых бронзовых тел, проносящихся мимо, проделать знакомый путь к трамвайной остановке, ошибиться маршрутом, вовремя выйти и дождаться вагончика первой линии. Он-то и вернёт вас к месту назначения – центральной афинской площади Синтагма.
Трамвайные линии прокладывали не по наитию, а в строгом соответствии с потребностями гостей Афин. Вагончики, разработанные дизайнерами «Феррари», появились на улицах города 19 июля 2004 года, за несколько недель до открытия летних Олимпийских игр, и объединили важнейшие пункты назначения: центр города – пляж – спортивные комплексы.
Не стоит, впрочем, полагать, что до недавнего времени слово «трамвай» грекам было неведомо. Новый вид транспорта здесь совсем не нов: первые вагончики, запряжённые тройкой лошадей, колесили по Афинам ещё в 1882 году. Говорить, что греки были впереди планеты всей, будет, конечно, несправедливо, ибо этот вид транспорта, именуемый конкой, существовал уже более пятидесяти лет – родоначальницей стала Северная Америка.
Зато первая электрическая трамвайная линия появилась всё-таки в Европе и соединяла Берлин с Лихтерфельдом. Произошло это ровно за год до того момента, как афиняне обзавелись собственной конкой, обслуживаемой целым табуном лошадей. Для городского транспорта использовали животных азиатского происхождения – 800 экземпляров. Маленькие и юркие, они идеально подходили для передвижения по холмистым афинским улицам.
Мучить азиатских парнокопытных грекам пришлось недолго: по миру гордо шествовало электричество. Новые трамваи уже звенели на улицах Парижа, Питтсбурга, Нью-Йорка, Цинциннати, Миннеаполиса, Виндзора, Лондона. В начале XX века начался настоящий трамвайный бум, и власти Афин в стороне не остались. 30 октября 1908 года по греческой столице проехался первый электрический транспорт. Красивые вагоны, выкрашенные в пастельные тона, привезли